Рубрика | ASAP, Мысли

Бьютифул: Жизнь прекрасна, когда на излете

Социально-неблагополучный реквием, снятый Алехандро Гонсалесом Иньярриту, с Хавьером Бардемом в главной роли.

Хавьер Бардем (Javier Bardem) в фильме "Бьютифул" (Biutiful) Иньярриту (Alejandro González Iñárritu)

Беднейшие кварталы Барселоны. Кричащая нищета и безнадежность. Нелегальные иммигранты, большей частью сенегальцы и китайцы, живут человек по 20 в подвалах и разоренных, разрушающихся на глазах квартирах. Ушбаль (Хавьер Бардем), обитающий в чуть меньшей грязи и разрухе, дает им защиту от полиции и договаривается о работе. Можно сказать, «крышует». Этот основной заработок отца двух малолетних детей дополняют пожертвования от родственников умерших: у него дар разговаривать с душами до того, как те покинут этот мир.

Хавьер Бардем (Javier Bardem) в фильме "Бьютифул" (Biutiful) Иньярриту (Alejandro González Iñárritu)

История душераздирающе тоскливая. Беспомощность перед законом и обстоятельствами. Перед болезнями физическими и психическими. Точкой обратного отсчета становится известие о том, что жизнь, которая, кажется, продолжается лишь благодаря какой-то внутренней ярости и несгибаемой силе воли, оборвется через 2 месяца – рак. Это время Ушбаль проведет в попытках воссоздать картинку благополучной семьи, попутно облагодетельствовав несчастных нелегалов-подопечных. Но попытки бессмысленны: бывшая жена (Марисель Альварес) страдает от алкоголизма и расщепления психики, она никогда не станет нормальной матерью; сенегальцам нужны деньги, поэтому они, кроме поддельных сумок Louis Vuitton, торгуют наркотиками; китайцы экономят на урезанном до грани выживаемости минимуме, пытаясь увеличить прибыль от эксплуатации более несчастных собратьев.

«Бьютифул» Алехандро Иньярриту – «кино не для всех». Не потому, что речь в фильме идет о вещах запредельных для понимания среднестатистического зрителя, просто, не каждый зритель сможет пережить ту концентрацию социального драматизма, которую Иньярриту впихнул в 2,5 часа экранного времени. Если попробовать подыскать аналоги этого эффекта в литературе, то на ум придет эмоциональная смесь самых мрачных произведений Золя и Достоевского. Это социальная безысходность, доведенная до абсолюта. Ощущение ловушки, из которой выбраться можно только через смерть. Здесь – мрак, отчаяние, ярость, ложь и нищета, там – прекрасный лес, покой и отец.

Хавьер Бардем (Javier Bardem) в фильме "Бьютифул" (Biutiful) Иньярриту (Alejandro González Iñárritu)

Удивительным образом Бардем проходит через все стадии отчаяния, невозможности принятия своей судьбы, до абсолютного душевного покоя, наступившего так же внезапно, как неожиданно прозвучал диагноз врача в начале фильма. Каждый его шаг в попытке изменить мир к лучшему, оставить после себя добрые воспоминания, защитить детей обречен на неудачу. И каждая неудача оборачивается новым ударом судьбы, все более и более тяжелым, невыносимым. Но тем не менее жизнь остается жизнью, еще можно что-то поменять, что-то понять. Финал фильма – это обретение веры в человеческую природу, в доброту и милосердие.

Иньярриту впервые формально не превращает повествование во временно-географический паззл, он отказывается заигрывать со зрителем, сводить горе и радость к мелодраматическим манипуляциям и слезам. Жестко и уверенно режиссер набрасывает параллельные сюжетные линии, опутывая ими своего Ушбаля, фиксируя его в тоскливой реальности, как некий центр мироздания. Одновременно точку отсчета и суть его.

Это – феноменальное кино, посмотрев которое, выходишь с тяжелым ощущением мира, гармонии вопреки и силы. Его невозможно забыть. Это нечто-то прекрасное и безнадежно фатальное, в точности как оригинал названия, заимствованный с рисунка дочери Ушбаля, – Biutiful.

Трейлер фильма «Бьютифул» (Biutiful):

Автор публикации:

- всего 68 постов на Acciuga.ru.


Написать автору

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться в системе.

Advert

Календарь

November 2018
M T W T F S S
« Jun    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Регистрация